Путешествия по России идут на взлет

Финансы

Как реконструируют южные аэропорты

Когда мы говорим Сочи, то представляем себе курорт. А когда говорим курорт, то первым делом думаем о Сочи.

Действительно: мекка, жемчужина и все остальные эпитеты. Море, пальмы, горы… Где еще такое возможно, как не там?!

В минувшем году аэропорт Сочи обслужил около 14 миллионов человек. По оценке экспертов, нынешнее лето – такое же «жаркое» по части пассажиропотока.

Вспомним недавнюю историю этого аэропорта.

За реконструкцию долгостроя – аэровокзального комплекса – в 2007 году взялась компания Олега Дерипаски. И к зимним Олимпийским играм в 2014 году в Сочи «долгострой» стал первым сданным и введенным в эксплуатацию инфраструктурным объектом. Его пропускная способность составляла 7 миллионов пассажиров в год, и уже была заложена тенденция роста: отметим, что пассажиропоток в 2013 году находился на уровне 2 млн человек в год. Но на сегодняшний день, как мы уже сказали, он принимает и отправляет в два раза больше. Потому что работа по реконструкции проведена на высоком уровне, с применением современных технологий. Кстати, совершенствование сервиса здесь продолжается постоянно.

На сегодняшний день аэропорт Сочи – единственный, действующий в Краснодарском крае. В 2022 году воздушные гавани Краснодара, Анапы, Симферополя и Геленджика в целях безопасности полетов приостановили обслуживание воздушных судов.

Фото: Alexander V. Solomin. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12443427

Но это вовсе не означает, что жизнь этих аэропортов замерла. На базе аэропорта Краснодар «Аэродинамика» (управляющая компания аэропортами Сочи, Краснодара и Анапы) строит крупнейший в ЮФО аэровокзальный комплекс с современным терминалом площадью 83 тысячи кв. метров.

Дело в том, что краснодарский аэропорт (недавно ему исполнилось 92 года) давно нуждался в реконструкции. В 2021 году в двух типовых советских терминалах он с трудом обслуживал 5 миллионов пассажиров.

Вот почему напрашивалась основательная реконструкция. Чтобы всё было по последнему слову технологий и дизайна. В регионе фактически возводится крупнейший пересадочный узел, включающий в себя аэропорт, железнодорожный и автовокзал. Эти объекты упростят доступ туристов и отдыхающих на все популярные курорты Черноморского побережья.

Комплекс готовится к сдаче в 2026 году, однако в уже отстроенных трех этажах угадываются черты проекта, который свяжет Краснодарский край со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Именно такое развитие в 2010 году закладывала команда Дерипаски, управлявшая активом: строительство на базе аэропорта Краснодар мультимодального транспортного узла.

Не прекращаются работы и в аэропорту Анапы – многие считают его самым уютным среди российских авиагаваней и называют город «главным семейным курортом».

Когда сюда пришла «Аэродинамика», стало ясно, что скромный аэропорт нуждается в дополнительных мощностях.

И они не заставили себя долго ждать. До закрытия в 2022 году аэропорт успел принять около 3 миллионов пассажиров – благодаря построенному в 2017 году современному терминалу. Он не только поднял статус Анапы на «авиационной карте», но и полюбился пассажирам.

Однако и сейчас здесь не собираются останавливаться на достигнутом, создают предпосылки к росту показателей. Для улучшения доступности Анапы РЖД реализует один из крупнейших проектов на Северо-Кавказской железной дороге – строит ветку, соединяющую аэропорт с железнодорожными вокзалами Анапы, Краснодара и Тамани.

Фото: Alexander V. Solomin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12443025

Старый терминал советских времен реконструирован, и в нем уже открыт воздушный пункт пропуска через государственную границу.

Таким образом, вовремя принятое решение и вложение серьезных средств в инфраструктуру аэропортов дают новый импульс в развитии российского юга.

Проекты Красноярского края

Однако знаменитыми курортами Юга России туристические маршруты наших сограждан не заканчиваются. По данным аналитического отчета АСИ за 2024 год, россияне желают провести отпуск в Сибири и на Дальнем Востоке. В частности, интерес к сибирским регионам вырос с 9 до 19 %.

Понятно, что одним из важнейших авиатранспортных узлов в воздушном сообщении Сибири является международный аэропорт Красноярск им. Д.А. Хворостовского. Это без всякой натяжки стратегический транспортный узел в воздушном сообщении между западной и восточной частями России.

В 2015 году Олег Дерипаска инициировал ряд комплексных проектов в Красноярском крае, среди которых было создание на базе местного аэропорта территории перспективного развития.

Как и в ситуации с Сочи, реализации плана поспособствовало крупное спортивное событие. В 2019 году Красноярск  принимал Универсиаду. И уже в 2017 году здесь был построен новый пассажирский терминал с пропускной способностью 5 миллионов пассажиров в год.

Фото: TreasureWounds. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=72026611

За первое полугодие 2024 года воздушная гавань перевезла почти 2 миллиона человек – на 18% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В 2021 году красноярский аэропорт стал вторым после Шереметьево аэропортом для авиакомпаний Группы «Аэрофлот»!

Нужно ли говорить, что жителям края такое развитие дало дополнительные возможности для путешествий внутри страны и расширения деловых связей? А также способствовало стремительному росту пассажиропотока аэропорта – по итогам 2023 года он составил рекордные 3 774 450 человек, из них на внутренних линиях – 3 167 260 человек.

Или взять еще одну туристическую мекку – горнолыжный курорт Шерегеш и туристический кластер Междуреченск. Единственные ворота в эти места – международный аэропорт Новокузнецк. Он перешел под управление холдинга «Сибирские аэропорты» (группа РУСАЛ) несколько лет назад. И демонстрирует   высокую динамику роста пассажиропотока по итогам 2023 года в Сибирском Федеральном округе. 534 368 пассажиров, почти на 30 % больше, чем в предыдущем году. В том числе благодаря постоянному увеличению маршрутной сети, развитию не только внутренних направлений (Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург), но и международных рейсов – Таиланд, Египет. В ноябре 2022 года аэропорт открыл единственный в России удаленный багажный терминал. Пассажиры сдают багаж в аэропорту вылета, а получают уже непосредственно на курорте: транспортировку чемоданов и оборудования на гору осуществляют сотрудники аэропорта Новокузнецк. Мелочь, а приятно.  Как отмечают эксперты, туристический поток в Шерегеш увеличивается на 10–20% каждый год. Для обслуживания туристов к открытию горнолыжного сезона в 2024 году к сдаче планируется новый пассажирский терминал аэропорта. Он позволит увеличить пропускную способность воздушной гавани в два раза, с 270 до 540 пассажиров в час. Современное просторное здание будет оборудовано 3 телескопическими трапами, навесом «сухой пассажир», залами повышенного комфорта и VIP-сектором. Стоимость строительства терминального комплекса, включая оборудование, составляет около 9 млрд руб.

Дальневосточные воздушные гавани

Если в 2023 году 17 % россиян планировали поездки на Дальний Восток, то в 2024-м этот показатель увеличился до 29 %. По цифрам все получается гладко. Но ведь туда, как говорится, два лаптя по карте!

Как известно, Антон Павлович Чехов в 1890 году добирался до острова Сахалин на пароходе «Петербург» 52 дня! Он, конечно, не пожалел времени на свое путешествие, вернулся с новыми творческими замыслами. Но нам сегодня никакого отпуска не хватит, если «железкой», морем или «на перекладных» отправляться в дальние края. Время – деньги!..

Однако и здесь путешественникам создается сервис, перед ними гостеприимно распахивают свои ворота воздушные гавани.

Компания «Красинвест», построившая в 2017 году новый пассажирский терминал в Красноярске, в минувшем году сдала в эксплуатацию крупнейший аэровокзал на Дальнем Востоке в Южно-Сахалинске. Его площадь составляет 47 000 квадратных метров, он может обслуживать 1600 пассажиров в час. Только за первый год работы новый терминал принял более 1,3 миллиона пассажиров, демонстрируя ежемесячный рост показателей на 10–12 %.

Фото: пресс-служба АО “Аэровокзал Южно-Сахалинск”. https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3687/3686895.jpg?c77e5b38a2126e78884c72064a981901, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=134724327

Нынешним летом воздушная гавань впервые начала обслуживать до четырех ежедневных рейсов в Москву. И открыла новые направления – в Иркутск, Екатеринбург и Санкт-Петербург.

Те, кто уже побывал на острове, говорят, что Сахалин – регион хоть и дальний, «на краю света», но имеет одно важное преимущество. А именно: легкую доступность к своим достопримечательностям.

Так, знаменитый горнолыжный курорт «Горный воздух» находится всего в 10 минутах езды от центра Южно-Сахалинска. Ближайшее побережье – в 40 минутах, а живописный маяк Анива, куда направляются толпы туристов и отдыхающих, – в 4 часах пути.

Туристическая отрасль по праву считается драйвером развития российских регионов. И здесь главным «локомотивом» выступают авиаперевозки. По исследованию ICAO, на каждый рубль, вложенный в авиацию, приходится 2,8 рубля, созданных в смежных областях.

И опыт команды Олега Дерипаски показывает, что России не страшны никакие экономические санкции, если к делу подходить творчески и ответственно. Ведь историю с реконструкцией отдельно взятого аэропорта Сочи можно назвать случайной. Но реконструкция воздушных гаваней всей отрасли, согласитесь, это уже система.

Источник www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *